Треугольник Карпмана агрессор спаситель жертва

Модели поведения: Преследователь – Жертва – Спаситель

Родоначальник теории трансактного анализа Эрик Берн понимал человеческую жизнь как череду сменяющих друг друга игр, в которые человек играет. Эти игры реализуются путем скрытых или параллельных взаимодействий, которые всегда приводят к заранее известному или планируемому результату. Эти взаимодействия Э.Берн и называл трансакциями.

Собственно, трансактный анализ предполагает рассмотрение и разбор всех взаимодействий. Стивен Карпман продолжал развивать теорию, и одним из серьезных его вкладов в тансактный анализ стало сведение всех игровых типажей в три основные роли: Жертва (victim), Преследователь (persecutor), Спаситель (rescuer).
ты получил двойку
Жертва – страдающий или когда-то пострадавший человек. Ее основной смысл – страдать. И страдает она всегда от чего-то, но чаще – от кого-то, и имя ему Преследователь. Роль жертвы на человеческий взгляд очень удобна и проста.

Причины всех неудач и жизненных трагедий списываются на Преследователя, ведь «если бы не он, все могло бы получиться».

Вокруг Жертвы всегда много разговоров, а в последующем и слухов – людям нравится обсуждать чужие страдания, о причинах чего мы поговорим не в этой статье. Следовательно, у Жертвы есть много внимания, радующее самолюбие, и есть оправдание своих проблем.

Среди разглагольствующей массы всегда найдется как минимум один (подчеркиваю слово «минимум»), кто захочет помочь несчастному всеми способами – Спаситель.

я рассказал учителю

Спаситель – фигура более сложная, чья цель – спасать, приходить на помощь. Учитывая российский менталитет, который долгое время развивался и формировался в православной религии, и активно возвращается к ней сейчас, Спаситель и Жертва глазами русского человека часто есть одно и то же – принося себя в жертву, спасаю других.

Другая сторона сложности – Спаситель часто оказывается лишь метафорой (от проблем спасают алкоголем, психотропные вещества, творчество, полезные привычки и т.д.). Спаситель-человек тратит время, собственные ресурсы на то, чтобы помочь Жертве, часто не осознавая, что Жертва не ищет спасения. Ей нужно наличие Спасителя, а не его конкретная помощь.

Если Жертва спасена – она больше не Жертва, ее перестают жалеть, разговоры утихают, что невыгодно ни Жертве, ни Спасителю. Жертва хочет страдать, а Спаситель – упиваться собственной востребованностью. Жертве нужен Спаситель, чтобы, отказываясь от помощи или не принимая ее, показать, в каком безвыходном и жалком положении она находится.

В этом случае Спаситель, чувствуя свою несостоятельность, сам легко становится Жертвой, а тот, кого он пытался спасти, продолжает напирать, требовать помощи, постепенно начинает обвинять, что он не справляется со своей задачей, и превращается в Преследователя.
это не повлияет на помощь
Преследователь – самый неоднозначный и непостоянный персонаж. Его цель – преследовать, научать, наказывать. Это охотник на жертву, зверь, который сметает всех Спасителей со своего пути, ведь Жертва должна быть наказана, справедливость должна восторжествовать, а слепые – прозреть.

Отсюда мы уже видим, что Преследователь может являть собой как Спасителя (обрушивая праведный гнев на грешников), так и Жертву (терпя неудачи в своих праведных делах). Преследователь всегда самоуверен и непоколебимо убежден в своей правоте – именно это стимулирует его продолжать свою погоню, и как только этот стимул исчезает – Преследователь преобразовывается в Жертву.

нет

Данная структура недаром была визуализирована в виде равностороннего треугольника, поскольку свойства геометрической фигуры символично соответствуют свойствам персоналий.

Каждая роль находится в равной зависимости от прочих, и человек в своих играх может почти свободно, иногда даже непринужденно, переходить из одной роли в другую. Это как Бермудский треугольник: попадающий сюда может исчезнуть навсегда. Однако трансактный анализ предлагает разные варианты выхода.

На мой взгляд, самым эффективным из них является следующая схема действий:
без слов
1. Найти точку отсчета, или «Вход». В каждую игру мы вступаем уже в какой-то роли, как выходят на сцену в костюмах: это могут быть белоснежные одежды Спасителя, черно-красные мантии Преследователя или грязные мешковины Жертвы. Разобраться в этом маскараде можно опираясь на взгляд со стороны (что скажут близкие или вообще сторонние, незаинтересованные люди), или по собственным ощущениям и чувствам. Жертва – страдает, боится, чувствует свою ненужность, беспомощность и запутанность, испытывает жалость сама к себе и своей ситуации, ищет оправдания во внешних явлениях. Спаситель – самоуверенный умник, который никогда не может отказать, знает, как помочь, испытывает всегда жалость к Жертве и сильное желание помочь (сильная эмпатийная связь); часто присутствует чувство собственной важности и значимости для Жертвы – ведь если не я, то она пропадет. Агрессор – праведный судья с чрезмерным чувством благородной возмущенности и неистовой ярости, воспринимающий отличающееся чужое мнение как личное оскорбление своего авторитета, ведь только он знает, что действительно делать нельзя, и как надо делать правильно.

2. Поняв, в роли кого мы вышли из-за кулис, необходимо инверсировать эту роль. Жертва должна превратиться в Ученика, принять Преследователя за Учителя, а своего Спасителя – за Тренера или Репетитора. Данной преобразование ролей категорично меняет содержание всей ситуации в целом. Из униженных и оскорбленных Жертв превращается в Ученика, который просто пытается усвоить урок. Преследователь, грозящийся растерзать Жертву, стал Учителем, который хочет, чтобы Ученик сейчас усвоил урок, и был к нему готов, когда встретится с ним в жизни один на один. А Спаситель, который должен был (должен!) прийти и решить проблемы, становится Репетитором без этих обязательств – если ученик хочет, он помогает я программой, если не хочет, работает с другими.

3. Рассмотреть игру с опорой на инверсированные роли, усвоить урок и выйти из нее. Когда Ученик усвоил урок, Учителю больше нечему обучать Ученика, а Репетитору нет смысла с ним заниматься.
пошли - ага
Каждому человеку близка своя роль, в которой ему комфортней, удобней, действия в которой уже давно отрепетированы и не вызывает трудности отыгрывать в ней гениальные представления. Переходы из одного состояния в другое сложно отследить, но они происходят, быстро, незаметно для самого человека. В разных ситуациях, в разных играх человек может выступать в разной роли – Жертва домашнего насилия выступает Преследователем на работе по отношению к подчиненным, а в свободное время Спасителем подкармливает бездомных собак и кошек, занимается благотворительностью. Поэтому в любой ситуации, при любом взаимодействии, обращайте внимание на то, с каким посылом идет к вам собеседник, в какой роли он хочет видит вас, выставить себя, и готовы ли вы начать с ним игру.

Наш блог переехал. Почитайте новые статьи.